форум сайта avtograd.by (автомобильный справочный портал г.Жлобина)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Многоликий Мир красок

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Краски плотно вошли в нашу жизнь. Трудно найти изделия в нашем обиходе, которое не подверглось окрашиванию. Сузив объем информации, попробуем разобраться только в свойствах и характеристиках  красок, используемых в автомобильной промышленности.
   Покрывающая способность краски (в расчете на площадь) определяется поверхностью, которую можно закрыть одним килограммом или одним литром краски с обеспечением требуемой достаточной толщины слоя на непористой подложке. Покрывающая способность сильно меняется в зависимости от природы краски и достаточной толщины слоя (в связи с наличием наполнителей или красителей). Нормы расхода краски зависят от ее вида и размера автомобиля.

    Для красок важна их способность закрывать различные цвета подложки, т.е. ее непрозрачность (иными словами - укрывистость краски). Эта характеристика связана с коэффициентом преломления красителя и разностью коэффициентов преломления красителя и связующего. Для определения покрывающей способности краску наносят на контрастные картоны (похожие на шахматную доску).
    Заполняющая способность — это способность краски закрывать дефекты основы сухим слоем определенной толщины после высыхания растворителя. Наибольшей заполняющей способностью обладают шпаклевки, далее идут грунты, затем лаки различного типа.

    Для сравнения: целлюлозные и акриловые лаки обладают низкой заполняющей способностью. После испарения растворителя толщина сухой пленки составляет 20% толщины слоя, наложенного перед сушкой. При равной вязкости глифталевые лаки имеют способность заполнения, равную 50%. Из этих цифр видно, что требуется нанести два с половиной слоя целлюлозного лака, чтобы после сушки получить толщину, равную толщине пленки глифталевого лака.
   Акрило-полиуретановые лаки обладают более высокими характеристиками, чем перечисленные выше материалы.

    Все оговоренные показатели или характеристики красок имеют существенное значение, поскольку высокое сопротивление краски абразивному воздействию, окислению и коррозии позволяет дольше сохранить приятный внешний облик красочного покрытия автомобиля.

2

Вязкость (текучесть) — это состояние продукта. Чем ниже вязкость вещества, тем оно более текучее, и наоборот. До разбавления краска обычно вязкая, поэтому ее необходимо разжижать.
Вязкость зависит от температуры краски: чем выше нагрета краска, тем ниже ее вязкость. Это свойство используют при нанесении некоторых красок в горячем состоянии без добавления разбавителя. После разжижения краска характеризуется своей рабочей вязкостью.
   За рубежом до недавнего времени разбавление краски выражалось в процентах. Большинство изготовителей указывали процентное содержание разбавителя по отношению к объему неразбавленной краски. При разбавлении на 50% бралась одна часть разбавителя на две части краски. При разбавлении на 150% на одну часть краски бралось полторы части разбавителя. Изготовители красок также поставляют градуированные линейки, посредством которых производится дозирование разбавителей и катализаторов.
   В торговлю  у нас краски всегда поставляются готовыми к применению (так указывается на этикетке), но в некоторых случаях их также приходится разбавлять.
   Вязкость определяется скоростью истечения жидкости через калиброванное отверстие специального прибора, называемого «вискозиметр».
   В сопроводительных инструкциях фирм-изготовителей красок указывается рабочая вязкость в секундах и процентах. Если время истечения больше указанного в сопроводительной инструкции, то для разжижения краски следует добавить разбавитель, что приведет к увеличению скорости ее истечения. Если время истечения краски меньше указанного в сопроводительной инструкции, то надо добавить густой краски для уменьшения текучести.
   Вязкость измеряют при температуре краски 18-20°С. В реальных условиях вязкость красок изменяется с изменением температуры.

3

Краска, применяемая для покрытия кузовов, выполняет двойную работу: защищает металл кузова и создает общее впечатление об автомобиле. Составы автомобильных красок постоянно меняются, технология покраски претерпевает изменения.
   Автомобильная краска представляет собой механическую смесь цветного нерастворимого порошка (пигмента) в растворе связующего с разбавителем. После нанесения и сушки краска создает пленку в виде цветного и непрозрачного покрытия с определенной степенью блеска.
   Готовая к применению краска состоит из следующих компонентов: связующего, пигмента, наполнителей, отвердителей, пластификаторов и растворителей.

   Связующее представляет собой высокомолекулярное соединение, обладающее высокой покрывающей способностью. Оно предназначено для полного обволакивания частичек красителя, чтобы создать однородное распределение смеси «краситель-связка» в краске и в полученной сухой пленке. Связующее образует основу для краски, т.е. смолу. Различные связующие, или смолы, подразделяются на восемь групп.

4

1.  Масла (жирные кислоты).
Различают три категории масел этой группы: сиккативы (сильно окисляемые), полусиккативы и неокисляемые.
По своему происхождению масла бывают растительные и животные.
К растительным маслам относятся: льняное масло, кокосовое масло, пальмовое масло, касторовое масло, соевое масло, масло китайского дерева и т.д.
К животным маслам относится рыбий жир.

   2.Глифталевые смолы.
Их получают из трех компонентов: масел, многомолекулярного спирта (глицерин), многоосновных кислот (фталевый ангидрид). В зависимости от содержания масла различают три типа глифталевой смолы:
• Длинные смолы, содержащие 55-80% масла, подразделяются на сиккативы и полусиккативы. Их наносят кистью и сушат на воздухе.
• Средние смолы, содержащие 45-55% масла. Их наносят кистью или из краскопульта и сушат на воздухе или в сушилке.
• Короткие смолы с содержанием масла менее 45% Их наносят из краскопульта и сушат на воздухе или в сушилке, если смолы термотвердеющие.

   3. Аминопластовые смолы (меламины и мочевино-формалиновые).
Они являются продуктами синтеза побочных продуктов химической обработки угля. Некоторые изготовители смешивают их с глифталевыми смолами. Полимеризация этих смол происходит при повышенных температурах. Меламины полимеризуются при более низких температурах, чем мочевино-формалиновые смолы.
    Аминопластовые смолы в основном применяют в автомобильной промышленности.

5

4. Акриловые смолы являются результатом синтеза продуктов нефтеперегонки.
Различают две группы акриловых смол: термопластичные и термотвердеющие.
• Термопластичные смолы размягчаются при повышенных температурах. Сушка происходит за счет испарения растворителя и носит название «физической сушки». Сушат быстро. Высохшая смола придает краске хороший блеск и высокое сопротивление в условиях сурового климата. Термопластичные смолы необходимо сильно разжижать растворителем. Их применяют при ремонте кузовов автомобилей и в автомобилестроении.
• Термотвердеющие смолы сушатся при повышенной температуре (в сушильной камере), обладают высокой стойкостью в различных климатических условиях и к воздействию химических веществ. В отвердевшем состоянии смолы обеспечивают хороший блеск. Эти смолы применяют в автомобилестроении.
• Нитроцеллюлозные смолы являются отходами при неполной выработке эфира путем обработки целлюлозы азотной кислотой. Сушка смол осуществляется посредством испарения растворителя. Часто в них добавляют пластификаторы, в зависимости от природы и содержания которых блеск обеспечивается сразу после нанесения краски или после полирования.
Нитроцеллюлозные смолы обладают меньшей стойкостью к воздействию атмосферных явлений и химическим веществам, чем акриловые. Нитроцеллюлозные смолы высыхают быстро, раньше они применялись для окраски кузовов автомобилей.
• Эпоксидные смолы представляют собой полимерные материалы, получаемые из побочных продуктов нефтехимии. Для затвердевания в них добавляют катализаторы. При воздушной сушке они образуют эпоксидные полиамиды, при горячей — эпоксидные фенолы.
• Полиуретановые смолы представляют собой продукты, получаемые при переработке нефти и угля. Они получаются в результате химического взаимодействия соединений свободного гидроксила с изоцианатом.
Полиуретановые краски бывают одно- и двухкомпонентными. Краски обладают исключительной стойкостью к атмосферному воздействию, к действию гидрокарбонатов и т.д. Их применяют в широком диапазоне: от покраски грузовых цистерн, автокаров, а также  для покраски и лакировки дерева и металлов, подвергающихся воздействию суровых климатических условий.
Сушка происходит в результате протекания химической реакции (полимеризации).
• Поливиниловые смолы с добавлением антикоррозионных красителей являются основой для защитных красок и грунтов.

Краски на основе выше приведенных смол бывают односоставными двухсоставными.
Сушка односоставных красок осуществляется за счет испарения растворителя, а двухсоставных — за счет полимеризации.

6

5. Пигменты (красители) представляют собой порошки, предназначенные для окрашивания связки, которая должна пропитывать и обволакивать каждую частицу красителя. Основными характеристиками красителей являются:
• Покрывающая способность, зависящая от коэффициента преломления света, объемной концентрации и размера частиц красителя.
• Окрашивающая способность (органические красители обладают большей окрашивающей способностью, чем минеральные красители).
• Размер частиц и их распределение.
• Форма частиц (сферическая, узловатая, пластинчатая).
Стойкость цвета зависит одновременно от стойкости красителя и стойкости связки, которые могут либо усиливать, либо ослаблять некоторые свойства красок.

Красители бывают минеральными или органическими. Последние получили наиболее широкое применение. Цвет краски создается в результате дозирования добавления и смешивания нескольких красителей.

7

Минеральные красители делятся на две группы:
• Природные красители, такие как окись железа, охра и т.д.
• Синтетические красители, которые стали известны человеку задолго до изобретения автомобиля.

Например, природные органические красители получают: пурпурный — из гусениц, марена и индиго — из насекомых или растений.
   Красители, применяемые в настоящее время, — это в основном химические элементы, и вещества, получаемые в результате взаимодействия различных элементов. Их получают при переработке каменного угля, нефтепродуктов и т.п.
   Например:
• Белые красители: триоксид сурьмы, свинцовые белила, окись цинка и т.д. Благодаря высокой покрывающей способности и инертности к химическому воздействию, более широкое применение находит двуокись титана.
• Черные красители: окись железа, черный минерал (графит), черная сажа, черные животные и растительные красители.
• Желтые красители: естественные и синтетические окиси железа, на основе кадмия (сернистый кадмий), на основе хрома (хроматы свинца), на основе цинка (хроматы цинка).
• Красные красители: естественные и синтетические окиси железа, красный на основе кадмия, оранжевый и красный на основе молибдена, органические красители.
• Фиолетовые красители: синтетическая окись железа, органические красители семейства индиго.
• Голубые красители: голубой органический индотрен, голубой ультрамарин, голубой органический фталоцианин.
• Зеленые красители: окись хрома, зеленый, получаемый смешиванием желтого и голубого красителей, и др.
• Металлические красители: алюминиевый порошок или блестки, порошки бронзы, цинка и т.д.

8

6. Растворители представляют собой жидкости, которые добавляют в краску при ее изготовлении и использовании. По своей природе растворители должны соответствовать природе связки.

   Различают два семейства растворителей:
• Растворители, применяемые первоначально при изготовлении краски. Они обладают неограниченной разжижающей способностью, их добавляют в краску в процессе ее приготовления.
• Растворители-разбавители, которые отличаются ограниченной способностью к разжижению и добавляются в краску при ее использовании.
   При содержании разбавителя больше определенного соотношения, которое изменяется в зависимости от природы краски, происходит выпадение в осадок связующего. Указания изготовителя при использовании разбавителя надо выполнять очень точно.

   Разбавители определяют легкость нанесения краски и качество лакокрасочного покрытия. Растворитель, несовместимый со связкой, может вызвать образование хлопьев смолы и привести к возникновению зерен, к потере блеска, плохой прочности пленки краски или к созданию матовой поверхности.

Для изготовления красок применяют разные растворители: легкие, средние и тяжелые.
• Легкие растворители имеют точку кипения ниже 100°С.
• Средние растворители имеют точку кипения ниже 130°С.
• Тяжелые имеют точку кипения выше 130°С.
Испарение растворителя в процессе нанесения краски и после должно проходить постепенно, без нагревания, чтобы растворитель не оставался в краске. Вместе с тем сушка должна происходить быстро, чтобы не образовались подтеки при нанесении краски, и с постоянной скоростью, чтобы тяжелые растворители не остались в пленке краски.

С момента нанесения краски первыми испаряются легкие растворители, что предотвращает появление подтеков. Эта стадия называется схватыванием краски. По мере сушки происходит испарение средних, а затем и тяжелых растворителей.

Окисление (или полимеризация) пленки краски претерпевает несколько стадий:
• К поверхности пленки перестает прилипать пыль, затем, по мере сушки, деревянные опилки и, наконец, гигроскопическая вата.
• Поверхность краски становится сухой (допускается осторожное ощупывание).
• Краска затвердевает (допускается свободное ощупывание).
Затвердевание краски на всю глубину слоя происходит в течение определенного времени и зависит от типа краски.

9

Различают следующие типы растворителей:
• Спирты этиловые и изопропиленовые денатурированные (легкие), бутанол (средний) и гликоли (тяжелые).
• Сложные эфиры — ацетат этила (очень легкий), ацетат бутила (средний), ацетат этилового гликоля (тяжелый).
• Кетоны — ацетон (очень легкий), метил-этил-кетон (легкий), метил-изобутил-кетон (средний).
• Ароматические углеводороды — толуол (легкий), ксилол (средний), нафталиновый растворитель (тяжелый).
• Углеводороды — уайт-спирит, скипидар, хлорированные растворители (трихлорэтилен, перхлорэтилен).

10

7. Присадки. К основным компонентам краски (связующим, пигментам, растворителям) добавляют различные присадки, позволяющие улучшить свойства красок.
К присадкам относятся:
• Наполнители, представляющие собой порошки минералов, не растворяемых в лаках, и влияющие на такие свойства как влагостойкость, стойкость к абразивному изнашиванию, облегчение обработки шлифованием.
Наполнителями являются: асбест, тяжелый шпат, мел, каолин, слюда, тальк и другие минералы.
• Сиккативы предназначенные для ускорения окисления глифталевых красок и представляющие собой соли органических кислот. Это, например, соли кобальта, свинца, марганца, кальция, циркония, цинка. В краску обычно вводится смесь сиккативов.
• Противопленочные вещества предназначены для предохранения от окисления краски, расфасованной в банки. Они повышают сохранность краски в процессе хранения. Замедлители окисления являются летучими, поэтому они не мешают действию сиккативов в процессе использования краски.

11

8. Способы сушки красок. Существуют два основных способа:
• Физическая сушка, заключающаяся в испарении растворителя, в результате чего создается пленка краски. Физической сушке подвергаются акриловые термопластичные краски, целлюлозные краски и виниловые краски.
• Химическая сушка которая подразделяется на виды:
— сушка окислением краски. Кислород воздуха вызывает окисление на поверхности пленки краски, которое, благодаря присутствующим в краске химическим реагентам, способствует отвердению смолы. Примером может служить глифталевая краска воздушной сушки;
— термическая сушка. Она заключается в том, что полимеризация начинается при определенном значении температуры. Если заданная температура не достигнута или дана малая выдержка сушки при заданной температуре, то требуемое качество красочного покрытия не обеспечивается. Примером могут служить акриловые термотвердеющие краски, эпоксидно-феноловые, глифталевые;
— полимеризация с помощью катализатора. Сушка смол осуществляется в результате полимеризации, происходящей в результате введения второго компонента — катализатора, который вызывает химическую реакцию. Период использования таких красок с момента приготовления смеси составляет несколько часов. Примером могут служить аминопластовые краски с кислотным катализатором (отвердителем), эпоксидно-полиамидные краски, полиэфирные и полиуретановые краски.

И подводя итог, могу заметить, что мир красок многолик и всякое их применение требует знаний, хотя бы в объеме представленной информации.

Тех, кто желает познать более глубоко основы технологических особенностей автопокраски, людей неравнодушных и влюбленных в эту профессию, приглашаю посетить и  вступить в «Клуб автомаляров» организованный мной по адресу: https://vk.com/club111568652

12

Уважаемые посетители форума!
Настоящий форум является составной частью познавательно – обучающего проекта для начинающих и состоявшихся автомаляров и колористов автоэмалей «Клуб автомаляров».

Если Вас интересуют практические вопросы технологических процессов при подборе автоэмалей и покраске автомобилей, то для Вас будет полезно и интересно посетить (при желании подписаться)  основную страницу проекта «Клуб автомаляров» по адресу https://vk.com/club111568652

http://s2.uploads.ru/t/TSsAf.jpg

Здесь Вас ждет большой объем познавательно обучающих видио материалов и технических документов по автопокраске, практической автоколористике и цветовой информации по всем маркам автомобилей мировых автопроизводителей.
С уважением.
Администратор и автор проекта «Клуб автомаляров»  Леонид Карпов

13

«Каждый успешный человек -
Это, прежде всего книги,
Которые он прочитал вовремя» 

     
    © Артемий Лебедев   
http://s7.uploads.ru/t/6fpJP.jpg

Если Вы читаете сейчас эти строки - можно быть уверенным, что Вас заинтересовали мои книги, и профессия «Автомаляр» как и профессия «Колорист автоэмалей» для Вас не безразличны.
Одних к прочтению этих книг подталкивает желание познать аспекты искусства покраски автомобилей или познание секретов очаровательного царства красок.
Других – страстное желание освоить новую профессию или открыть свой бизнес, ну а третьи – просто из личной любознательности желают все знать.

Покраска кузова автомобиля - один из самых ответственных и дорогостоящих видов ремонта. Не будет преувеличением сказать, что результат покраски виден всем и каждому. И нередко можно заметить даже невооруженным глазом, какая именно деталь была окрашена, так как по цвету и фактуре - она отличается от автомобиля в целом.
Качественный ремонт лакокрасочного покрытия кузова немыслим без труда талантливого и грамотного маляра, как и без точного цвета, который может обеспечить только профессионально подготовленный колорист.

Написанные мной книги ориентированы на широкий круг читателей, поэтому написаны доступным для всех категорий читателей языком, снабжены большим количеством иллюстраций и практических советов.

В книгах «Автомаляр» - подробно, обсуждаются конкретные профессиональные аспекты искусства ремонта лакокрасочного покрытия кузова автомобиля, с учетом разъяснения базовых знаний о применяемых лакокрасочных материалах, оборудовании и инструменте.

В книге «Профессия «Колорист автоэмалей. Секреты и загадки практической автоколористики» - обсуждаются конкретные профессиональные аспекты искусства подбора цвета эмалей, используемые при работе с цветом, с учетом подробного разъяснения базовых знаний о законах практической колористики.

Все эти книги являются практическим пособием, как для начинающих, так и состоявшихся автомаляров и колористов, не зависимо от того, где и в каких условиях заинтересованные читатели решат применить полученные в них знания.
Материалы, предоставленные в этих книгах, дополняют друг друга в аспектах теории цвета и поведения лакокрасочных материалов при покраске.

Книги будут интересны владельцам и руководителям малых и средних предприятий, занятых в сфере услуг автосервиса.

Прочитав эти книги, Вы узнаете много о лакокрасочных материалах, способах их нанесения, основных требованиях качества, предъявляемых к лакокрасочным покрытиям, познакомитесь с многоликим миром красок.

В тоже время Вы сможете познать основные навыки и получить знания об используемых в малярном производстве инструментах и оборудовании.
Поймете множество приемов, секретов и уловок, которые позволят Вам успешно использовать их в Вашем бизнесе.

Разнообразие цветов, преобладание эффектных цветов с ярко выраженными эффектами – это то, с чем сталкивается колорист, в своей работе и, что делает работу по подбору цвета используемых автоэмалей, особенно сложной, требующей высокой подготовки, уверенности и квалификации.
Но чтение предлагаемой мной книги о секретах колористики, позволит Вам избавиться от страха перед сложными и непонятными, на первый взгляд цветами автоэмалей, позволит вдохнуть в себя уверенность на собственные силы.

Прочитав книги один раз, Вы не отложите их как бесполезные. Через определенное время еще не раз вернетесь к ним — и каждый раз, когда будете перечитывать их страницы, Вы обнаружите что-то важное, чего не замечали, пока не начали применять мои советы на практике.

Само по себе чтение книг не заменит Вам опыт и не повысит Ваш семейный бюджет. Начните применять знания и приемы, которые вы из них узнали, — и тогда вы получите результат.
Не пытайтесь познать и освоить все приемы одновременно. Учитесь постепенно.
Обратите особое внимание на следующий аспект: «Главное не то, сколько Вы потратите, купив книги.
Главное, сколько Вы потеряете, не прочитав их!»

Желающим узнать условия по приобретению книг необходимо направить заявку на мой электронный адрес: klv52@mail.ru.
Дополнительная познавательная информация и видио материал по тематике «автопокраска» доступны на моей странице https://vk.com/club111568652.

С уважением.
Леонид Карпов