Автомобиль, как можно судить по модели, имеет солидный возраст. А это указывает на то, что уже подвергался неоднократному ремонту и подкраскам. Какими материалами это делалось, Вы сейчас уже не установите. Естественно, в первую очередь, надо опасаться возможности несовместимости ранее используемых и принятых для новой покраски материалов. Поэтому весь автомобиль перед покраской перегрунтуйте (желательно цвет грунта светло серый).
Чтобы представить какие могут быть варианты, приведу немного теории по материаловедению. Сразу хочу оговориться, что не все материалы, приведенные ниже пригодны для окраски автомобиля. Но, как говорят – «хозяин – барин». Мало ли, что подвернется у вас под руку, Сначала купите, покрасите, потом начнете искать причину проблемы.
В каждом регионе в продаже присутствуют материалы различных производителей, но составы краски в основном однотипные. Тем более, есть желание покрыть краску лаком. А у лаков своя химическая рецептура. И надо, чтобы используемые материалы оказались совместимыми. Я так же отдаю отчет, давая рекомендации, что дорогие материалы вы использовать не будете. «Овчинка выделки не стоит»
Самый простой вариант - эмаль акриловая + лак акриловый. Но это по своей сути нонсенс – «масло масленое». Акриловая эмаль и сама достаточно хорошо блестит после высыхания. Есть только один вариант, акриловая краска является однокомпонентной. Но и это не однозначный совет.
Поэтому вернемся к материаловедению.
Краска состоит из следующих компонентов: связующего, пигмента, наполнителей, отвердителей, пластификаторов и растворителей.
«Связующее» представляет собой высокомолекулярное соединение, обладающее высокой покрывающей способностью.
Оно предназначено для полного обволакивания частичек красителя, чтобы создать однородное распределение смеси «краситель-связка» в краске и в полученной сухой пленке.
«Связующее» является основой для краски.
Роль «связующего» в краске могут выполнять различные вещества.
Все «связующие», используемые при создании красок, подразделяются на следующие группы:
• Масла (жирные кислоты).
Различают три категории масел этой группы: сиккативы (сильно окисляемые), полусиккативы и неокисляемые масла.
По своему происхождению масла бывают растительные и животные.
Примером растительных масел являются: льняное масло, кокосовое масло, пальмовое масло, касторовое масло, соевое масло, масло китайского дерева.
Примером животных масел является рыбий жир.
• Глифталевые смолы.
Их получают из трех компонентов: масел, многомолекулярного спирта (глицерин), многоосновных кислот (фталевый ангидрид).
В зависимости от содержания масла различают три типа глифталевой смолы:
- Длинные смолы (содержащие 55-80% масла).
В свою очередь они подразделяются на сиккативы и полусиккативы.
Их наносят кистью и сушат на воздухе.
- Средние смолы (содержащие 45-55% масла). Их наносят кистью или из краскопульта и сушат на воздухе или в сушилке.
- Короткие смолы (содержание масла менее 45%). Их наносят из краскопульта и сушат на воздухе или в сушилке (если смолы термотвердеющие).
• Аминопластовые смолы (меламины и мочевино-формалиновые).
Они являются продуктами синтеза побочных продуктов химической обработки угля. Некоторые изготовители смешивают их с глифталевыми смолами.
Полимеризация этих смол происходит при повышенных температурах.
Различие между этими смолами в том, что меламины полимеризуются при более низких температурах, чем мочевино-формалиновые смолы.
Аминопластовые смолы нашли широкое применение в автомобильной промышленности.
• Акриловые смолы.
Эти смолы являются результатом синтеза продуктов нефтеперегонки.
Различают две группы акриловых смол: термопластичные и термотвердеющие.
Основные свойства, по которым эти смолы нашли применение в промышленности, можно сформулировать так:
- Термопластичные смолы размягчаются при повышенных температурах.
Сушка происходит за счет испарения растворителя и носит название «физической сушки». Сохнут смолы быстро. Высохшая смола придает краске хороший блеск и высокое сопротивление в условиях сурового климата.
Термопластичные смолы необходимо сильно разжижать растворителем.
Эти смолы нашли широкое применение при ремонте кузовов автомобилей и в автомобилестроении.
- Термотвердеющие смолы сушат при повышенной температуре (в сушильной камере). Они обладают высокой стойкостью в различных климатических условиях и к воздействию химических веществ. В отвердевшем состоянии смолы обеспечивают хороший блеск. Эти смолы так же нашли применение в автомобилестроении.
Акриловые смолы, в свою очередь подразделяют на однокомпонентные акриловые смолы (термопластичные или Reflow) и двухкомпонентные акриловые смолы (акрил + изоционат).
Смолы этих двух групп, нашли широкое применение при производстве эмалей для автомобильной промышленности по следующим объективным причинам:
- Однокомпонентные акриловые смолы сохнут, как и нитроцеллюлозные смолы, вследствие простого испарения растворителей, но они меньше предрасположены к пожелтению и выцветанию при долгом солнечном облучении.
Из-за большого количества растворителей, необходимого для получения высококачественного лакокрасочного покрытия (без вытягивания в нить), акриловые смолы образуют очень тонкую пленку на один слой.
Кроме того, они по своей природе очень хрупкие и очень трудно перекрашиваемые (при перекраске требуется высокая осторожность, так как они имеют тенденцию к растрескиванию).
Недостатки: не высока эластичность (может растрескиваться), не переносит воздействия бензина, реагирует на химические реагенты после длительного воздействия.
- Двухкомпонентные акриловые смолы состоят, как говорит их название, из двух компонентов – из оксиакриловой смолы и отвердителя на основе изоцианата.
Когда смешиваются эти два компонента, то эмаль сохнет и отверждается даже при комнатной температуре.
Правильным выбором отвердителя и разбавителя из предлагаемых изготовителем палитры можно, несмотря на местные условия мастерской (температуру, влажность, аэрацию и так далее) достигать отличных результатов.
Благодаря низкому содержанию растворителей, двухкомпонентные акриловые смолы, если они полностью не отверждены, образуют более толстую пленку на один слой.
Двухкомпонентные акриловые ремонтные эмали максимально приближены к заводским лакокрасочным покрытиям, так как стойкость эмали к внешним воздействиям, способность к перекраске, эластичность, твердость и химическая стойкость отличные.
• Нитроцеллюлозные смолы.
Они являются отходами при неполной выработке эфира путем обработки целлюлозы азотной кислотой.
Сушка смол осуществляется посредством испарения растворителя. Часто в них добавляют пластификаторы, в зависимости от природы и содержания которых блеск обеспечивается сразу после нанесения краски или после полирования.
Нитроцеллюлозные смолы обладают меньшей стойкостью к воздействию атмосферных явлений и химическим веществам, чем акриловые.
Нитроцеллюлозные смолы высыхают быстро. Раньше они применялись для окраски кузовов автомобилей.
Этот вид смол на рынке уже с 60ых годов.
Нитроцеллюлозная смола является полимерным материалом, который требует значительного количества растворителей для уменьшения вязкости и получения готового для нанесения методом распыления материала.
Используемые смеси растворителей являются, в общем, очень сильными.
Из-за высокого содержания растворителей у нитроцеллюлозных эмалей, довольно низкая атмосферостойкость.
С другой стороны они отличаются быстротой сушкой (благодаря простому испарению растворителей), простотой нанесения и полирования, а также способностью быть легко перекрашенными.
Недостатки: разлив предопределяет наличие крупной шагрени, невысока эластичность, невысокий глянец, не стойка к воздействию химических реагентов.
• Синтетические смолы.
Название «синтетическая смола» может относиться ко многим различным материалам. Принципиально одинаково для всех – это вид сушки, а именно – окисление.
Кислород из воздуха окружающей среды медленно проникает через наружную поверхность и проходит через всю пленку.
Это выглядит так, как будто бы поверхность довольно быстро сохнет, на самом деле полное высыхание длиться намного дольше.
Для ускорения сушки синтетических смол нужно во многих случаях добавлять металлические катализаторы и ускорители.
Синтетические смолы также содержат меньше растворителей, чем нитроцеллюлозные, и поэтому у них сравнительно, толстая пленка на слой.
Однако они очень медленно сохнут. Поэтому на них трудно наноситься последующий слой (особенно при неполном высыхании, при перекраске они имеют склонность к повторному размягчению или образованию морщин).
Кто уже красил автомобиль, хорошо знает, и без «содрагания» не может вспоминать, как начинает вздуваться краска при попытке перекрасить такое покрытие. Сколько труда и нервов потребуется, чтобы эту проблему преодолеть.
Недостатки: плохо сохнет, не стойка к воздействию бензина.
• Эпоксидные смолы.
Эти смолы представляют собой полимерные материалы, получаемые из побочных продуктов нефтехимии. Для затвердевания в них добавляют катализаторы.
При воздушной сушке - они образуют эпоксидные полиамиды.
При горячей сушке - эпоксидные фенолы.
• Полиуретановые смолы.
Представляют собой продукты, получаемые при переработке нефти и угля.
Они получаются в результате химического взаимодействия соединений свободного гидроксила с изоцианатом.
Именно эти смолы широко применяются для красок, используемых в автомобильной промышленности.
• Поливиниловые смолы.
Эти смолы с добавлением антикоррозионных красителей являются основой для защитных красок и грунтов.
Вывод: Перед тем красить, внимательно читаем инструкцию по применению, нанесенную на банке, или, для полной уверенности, ищем в интернете TDS для данного вида краски.