Особенности восприятия цвета
Зрение дает человеку наибольшую информацию об окружающем мире.
Лучи света, попадая на сетчатку глаза, вызывают импульсы, производящие в мозгу ощущение (впечатление) того или иного цвета или их сочетаний.
Глаз настолько чувствителен к свету, что при абсолютно прозрачной атмосфере (как условном допущении) мог бы различать огонек свечи на расстоянии 200 км. (Разумеется, если человек обладает нормальным острым зрением).
Глаз здорового человека с развитым цвето-тоновым зрением способен различать в окружающем мире (при достаточно ярком освещении объектов) около 30 000 оттенков цветов.
В спектре по цветовому тону он может различать до 120 оттенков.
Кроме того, 10 оттенков каждого из них по насыщенности (чистоте).
А так же 25 ступеней по яркости (светлоте) каждого тона.
Таким образом, произведя несложные арифметические действия, получаем: 120×10×25 = 30 000.
Наш глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, наименее - синим.
Экспериментально установлено, что среди излучений равной мощности наибольшее световое ощущение вызывает монохроматическое желто-зеленое излучение с длиной волны 555 нм
Чувствительность глаза к цветам в различных условиях различна.
И хотя уровни освещения объектов могут изменяться до 10000 раз, человеческий мозг в состоянии оценивать цвет поверхности при разных условиях освещения..
Разные люди воспринимают один и тот же цвет по-разному, поскольку число рецепторов, отвечающих за восприятие определенных длин волн, у каждого человека различно.
Электрические импульсы разной частоты, возбуждаемые попадающим в глаз светом, передаются в соответствующие участки головного мозга и вызывают восприятие света, цвета, контраста.
Наименьшее изменение цветового тона или чистоты цвета, при котором впервые глазом обнаруживается различие, носит название «порога цветочувствительности».
Порог цветочувствительности зависит от условий наблюдения и особенностей наблюдателя.
Многие люди страдают ослабленной цветовой чувствительностью (8% мужчин и 0,5% женщин).
Наибольшее количество различных цветовых оттенков, которые способен различать человек, приходиться на синие, голубые, зеленые и красные цвета.
Для этих цветов, человеческий глаз способен различать разницу по чистоте цвета примерно в 5 -6%.
Для излучения желтого цвета, число порогов цветового различия составляет примерно 7, то есть, минимальная видимая разница между цветами по чистоте составляет около 16%. Причем, для темных цветов изменение светлоты будет визуально более заметно, чем ее изменение, на ту же величину для светлых тонов.
Человеческий глаз, с одной стороны, способен воспринимать чрезвычайно малые цветовые различия, а с другой - наше цветовое восприятие относительно, и зависит от многих факторов.
При всем совершенстве зрительных органов человека (глаза и зрительного центра мозга) психофизиология зрения такова, что создает немало оптических обманов зрения, так называемых оптических иллюзий.
Эти иллюзии связаны с искаженным, но не корректируемым мозгом человека зрительным восприятием величины (площади) фигуры, тела, длины линий, переоценкой размеров острых углов, впечатлением деформации параллельных линий, их изгиба, переоценкой вертикальных размеров по сравнению с горизонтальными размерами и так далее.
Такие оптические обманы называются также оптико-геометрическими иллюзиями.
Восприятие цвета зависит также от цветов, на фоне которых рассматривается данный цвет.
Явление зрительного изменения цвета наблюдаемого предмета в зависимости от цвета фона или соприкасающейся поверхности носит название одновременного контраста.
Явления одновременного контраста подразделяются:
- Ахроматический (светлотный) контраст представляет собой кажущееся изменение степени светлоты предмета в зависимости от степени светлоты фона в сторону осветления или потемнения.
Чем больше цвет отличается по светлоте от его цветового окружения, тем в большей мере изменяется светлота цвета в сторону осветления или потемнения.
Наблюдая ахроматические цвета на различных хроматических фонах, легко заметить, что под влиянием цветовых фонов эти цвета приобретают окрашенность.
Этот вид контраста, при котором изменяется цветовой тон, называется хроматическим контрастом.
Другими словами - явление «хроматического контраста» представляет кажущееся изменение оттенка цвета предмета под воздействием цвета фона (или соседнего цвета), на котором он воспринимается в зависимости от этого цвета.
Одновременно контраст проявляется тем сильнее, чем большую площадь занимает цвет, вызывающий контраст
Чем меньше площадь цветного пятна по отношению к площади фона, тем заметнее эффект изменения цвета.
Цвет на фоне своего дополнительного цвета приобретает большую насыщенность.
Цвет на фоне своего же цветового тона, но большей насыщенности, теряет свою насыщенность (бледнеет, обесцвечивается).
- Пограничный контраст представляет кажущееся потемнение и осветление соседних на плоскости цветовых пятен, примыкающих краями друг к другу, у границ их соприкосновения.
Оптическая иллюзия неравномерно окрашенных (или освещенных) поверхностей способна создавать эффект их «выпуклости — вогнутости».
- Последовательный контраст представляет собой явление изменения цвета в результате предварительного воздействия на глаз других цветов.
Явления последовательного контраста проявляется как кажущаяся последовательная замена одного цвета другим (дополнительным к нему) при наблюдении (в течение 15–20 с) ярко окрашенного предмета или излучающего яркий свет тела и быстром переводе взора после этого на белое (или светлое цветное) поле.
Эффект возникает на определенное время вследствие утомления зрения и его адаптации к излучению определенного цвета.
Возникающий перед взором противоположный увиденному цвету цвет объясняется цветовой компенсацией (следствие работы мозга).
Явления последовательного контраста — одна из причин неверных оценок и разногласий в суждениях о воспринимаемых цветах.
На основании приведенных разъяснений, можно сделать вывод, что используя свойства человеческого зрения, можно создать искусственно ситуацию на окрашенной поверхности, когда человеческий глаз будет воспринимать несколько цветов как единый цвет.
Так вот способ плавного выравнивания цвета при окраске, называемый нами «способ перехода», и является той ситуацией, когда и старое и новое лакокрасочное покрытие воспринимается человеком как имеющее одинаковый цвет.